"Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста"
Забота о здоровье- это важный труд
воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
В.А. Сухомлинский
Здоровье- это
состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не
просто отсутствие болезней или физических дефектов. Всемирная Организация
Здравоохранения. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента
физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь
развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период
идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем
организма, закладываются основные черты личности, формируется характер,
отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у
детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную
потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер,
направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и
развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на
сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее
время общее название «здоровьесберегающие технологии».
Главное назначение таких
новых технологий – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое
главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья. Так что же
такое «здоровьесберегающая технология»? Здоровьесберегающая технология – это
целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и
профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия
ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.
Цель здоровьесберегающих образовательных
технологий
– обеспечить дошкольнику
возможность сохранения здоровья,
– сформировать у него
необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни,
– научить использовать
полученные знания в повседневной жизни.
Здоровьесберегающие
педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и
представлены как:
1.технологии сохранения
и стимулирования здоровья;
2.технологии обучения
ЗОЖ;
3. коррекционные
технологии.
В нашей группе созданы
педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития
детей, основными из которых являются: организация разных видов деятельности
детей в игровой форме; построение образовательного процесса дошкольников;
оснащение детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и
пособиями. Вся эта работа осуществляется комплексно. Являясь участником этого
общего процесса, я уделяю особое внимание обучению дошкольников основным
движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение
различных методов и приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса в
своей возрастной группе.
Технологии сохранения и
стимулирования здоровья:
Ритмопластика. Во время занятий у
детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность,
формируется правильная осанка. Обращается внимание на художественную ценность,
величину физической нагрузки и её соразмерность возрастным показаниям ребенка.
Динамические паузы проводятся во время
занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения
включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой и
других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные
игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, а также на
прогулке, в групповой комнате – малой, со средней степенью подвижности. Игры
подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её
проведения.
Релаксация. Для психического
здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных
эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего
поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции,
а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением,
слышать своё тело. С этой целью в своей работе я использую упражнения на
расслабление определенных частей тела и всего организма. Используется для
работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов), звуки
природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть
элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.
Пальчиковая гимнастика проводится
индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику,
стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение,
воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми
проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.
Гимнастика для глаз проводится в
любое свободное времяв зависимости от интенсивности зрительной нагрузки,
способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время
её проведения используется наглядный материал, показ педагога.
Дыхательная гимнастика проводится в различных
формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный
обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его
работы в целом.
Бодрящая гимнастика проводится ежедневно
после дневного сна 5-10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках на
пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной
осанки, обширное умывание.
Здоровьесберегающие
образовательные технологии в нашей группе -это в первую очередь технология
воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей. Цель этих
технологий – становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни
человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать,
поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей
дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и
безопасного поведения. Иными словами, нам важно достичь такого результата,
чтобы наши дети, переступая порог « взрослой жизни», не только имели высокий
потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и
имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.
Технологии обучения
здоровому образу жизни:
Утренняя гимнастика проводится ежедневно 6-8
мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У
детей при этом формируются ритмические умения и навыки.
Физкультурные занятия проводятся 3 раза в
неделю по 10 мин. в соответствии программой, по которой работает ДОУ . Они
направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия
физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета.
Самомассаж – это массаж,
выполняемый самим ребёнком .Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать
работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только
физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики.
Самомассаж проводится в игровой форме в виде пятиминутного занятия или в
виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие
массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в
различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным.
Активный отдых. При проведении
досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в
различных соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом
дети ведут себя более непосредственно чем на физкультурном занятии, и эта
раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом
используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели,
поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях.
На участке детского сада
имеется спортивное оборудование, которое позволяет обеспечить максимальную
двигательную активность детей на прогулке.
Коррекционные технологии:
Артикуляционная
гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти),
необходимые для правильного звукопроизношения,помогает быстрее «поставить»
правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения.
Сказкотерапия – используется для
психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый,
либо это может быть групповое рассказывание. Сказки не только читаем, но
и обсуждаем с детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого
используем кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в
разных сказочных героев. Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная
сказка ребёнком, открывающая суть проблемы – основа сказкотерапии. Через сказку
можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают,
или стесняются обсуждать их с взрослыми.
Таким образом, каждая из
рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в
комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку
к здоровому образу жизни.
Семья и детский сад связаны формой преемственности, что
облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием
преемственности является установление доверительного делового контакта между
семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция
родителей и педагогов. С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая
лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных
результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. В процессе
организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи,
используем разнообразные формы работы: открытые занятия с детьми для родителей;
педагогические беседы на родительских собраниях;
консультации; Дни открытых дверей; участие родителей в подготовке и
проведении праздников, анкетирование. Наглядные стенды знакомят родителей с
жизнью группы, с возрастными физиологическими особенностями детей, широко
используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках («Развитие
ребёнка и его здоровье», «Игры с движениями», «Движение – основа здоровья»,
«Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений», «Зимние игры с
ребенком» и т.д.).
Применение в работе здоровьесберегающих
педагогических технологий повышает результативность
воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей
ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья
воспитанников, а у ребёнка – стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Комментариев нет:
Отправить комментарий