Консультация для педагогов
Характеристика возрастных
возможностей
Младший дошкольный возраст – ведущая
деятельность – игра. Сюжетно-ролевая игра приближает ребенка к миру взрослых,
моделируя их отношения.
Использование в игре
предметов-заместителей и символов позволяет ребенку выйти за пределы реального
предметного действия и воспроизвести его общий смысл в сокращенной игровой
форме (поставили в ряд стульчики и на поезде куда-то поехали). Эта особенность
игры определяет важную роль в интеллектуальном развитии ребенка.
Дети уже способны различать игровое и
неигровое (реальное) действие, они овладевают основным игровым умением
действовать «понарошку», «как будто», принимают воображаемую ситуацию и
действуют внутри нее. Появляется условное предметно-игровое действие, иногда
обозначаемое лишь жестом, а впоследствии словом («Все, покормила», - говорит
девочка, совершив 2-3 движения игрушечной ложкой в сторону сидящей куклы).
Одновременно дети овладевают ролевым
действием. Сначала изображается какой-либо персонаж (человек, животное), в
наиболее привычном для него действии (мама качает, кормит, моет дочку; папа
чинит машину). При этом дети не всегда называют свою роль, отвечая на вопрос
«Ты кто?» - называют свое имя, позднее ребенок называет свою роль и
опредмечивает действие («Я – мама, кушать готовлю»).
Становление сюжетно-ролевой игры
происходит постепенно, на основе сложившейся ранее сюжетно-отобразительной
игры. Этот процесс зависит от условий жизни и воспитания ребенка, его
социального и игрового опыта, а так же от уровня развития воображения, речи,
коммуникативных умений.
Задачи развития
·
Создавать условия
для возникновения и развития с/ролевой игры, обогащать их жизненный опыт,
предметно-игровую среду, игровую культуру.
·
Способствовать
обогащению содержания самодеятельных игр детей.
·
Поддерживать
совместные игры детей, развивать умение взаимодействовать с партнерами по игре.
Организация игры во II
младшей группе
Для детей 4-го года жизни достаточно
уметь принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые
действия, направленные на партнера-игрушку, развертывать парное ролевое
взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером-сверстником.
Каким образом можно сформировать эти
умения? Если подсовывать наборы тематических игрушек, то у детей закрепится
ранее усвоенный способ игры – условное предметное действие, а принятие игровой
роли и ролевой диалог с партнером может вообще не появиться.
Значит, чтобы этого не происходило, на
всех возрастных этапах должна быть совместная игра взрослого с ребенком.
Таким образом, задача воспитателя при
работе с детьми 4-го года жизни – построить игру так, чтобы центральным моментом
стало ролевое поведение.
Чтобы правильно построить свою игру с
ребенком. Надо уметь осуществлять подбор игровых ролей, учитывая характер их
взаимосвязей.
Различают два типа ролей:
![*](file:///C:\Users\E8F7~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image001.gif)
![*](file:///C:\Users\E8F7~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image001.gif)
Основная роль (мама, врач, продавец)
требует для совей реализации дополнительную роль (дочь, больной, покупатель).
Смысл дополнительных ролей раскрывается не только в действии, но и во
взаимодействии, разговоре.
Независимые роли (шофер, строитель,
пожарный). Их смысл может быть раскрыт в действиях, направленных на какой-либо
объект, вне взаимодействия с другой ролью (шофер управляет машиной, может везти
пассажиров, груз – смысл его действий как шофера не теряется).
Формировать ролевое поведение детей
надо начинать с разных ролей. Они должны быть хорошо знакомы ребенку по его
жизненной практике. К примеру, «семейные роли»:
![*](file:///C:\Users\E8F7~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image001.gif)
![*](file:///C:\Users\E8F7~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image001.gif)
![*](file:///C:\Users\E8F7~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image001.gif)
![*](file:///C:\Users\E8F7~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image001.gif)
Парные роли сразу фиксируют детей на
партнера и смещают акцент игры с
предметного действия на ролевое взаимодействие – ролевой диалог.
Совместная игра взрослого и ребенка
строится с постоянным усложнением.
I вариант
1)
взрослый берет на себя основную роль;
2)
предлагает ребенку дополнительную роль.
II вариант
Воспитатель подключает к игре ребенка,
беря на себя дополнительную роль, а затем уступает ее другому ребенку, т.е.
ориентирует детей друг на друга, что требует ролевого взаимодействия.
III вариант
Воспитатель берет на себя основную
роль – доктор → коробка, где лежат 3 – 4 предмета и на виду у детей начинает
играть, проговаривая, что он доктор, здесь больница, общается с
персонажем-игрушкой: «Мишка, ты заболел? Что у тебя болит? Покажи горлышко. У
тебя ангина». Затем взрослый вовлекает одного из детей, наблюдающих за ним.
Непременным условием игры воспитателя
с детьми является неоднократное называние своей роли («я – доктор, полечу
больного мишку») и обращение к партнеру (игрушечному персонажу или ребенку) как
носителю роли.
В тоже время в самостоятельной
деятельности детей могут появляться «независимые роли» («рулят» как шоферы,
стреляют, маршируют как солдаты). Такое подражание часто не сопровождается
пониманием роли, ребенок затрудняется ответить, кем он был в игре. Поэтому
воспитателю целесообразно подключиться к игре, используя дополнительную по
смыслу роль.
Примеры. Ребенок крутит руль, воспитатель
присоединяется к игре – «Ты кто? Шофер? У тебя какая машина? Легковая? Ах,
автобус! Можно я буду пассажиром? Ваш автобус довезет меня до вокзала? Спасибо»
(не исключено, что после выхода воспитателя из игры к «шоферу» подсядет кто-то
из детей, и игра продолжиться дальше).
Замыкание детей друг на друге может
осуществляться в совместной игре взрослого с двумя детьми. Прием остается тем
де самым – использование парных взаимодополнительных ролей. Дополнительная
роль, которую берет на себя воспитатель, удваивается, такая же роль
предлагается одному из детей.
Примеры. Игра «Магазин». «Кто будет продавец? Ты
…? А мы с … покупатели. Я первая пришла в магазин (далее взрослый развертывает
ролевой диалог, а затем уступает место второму ребенку, выполняющему дополнительную
роль).
Таким образом, дети оказываются перед
необходимостью ролевого взаимодействия друг с другом.
В ходе таких совместных игр
воспитатель своими вопросами изнутри своей игровой роли старается
активизировать ролевую речь детей.
Переключение детей на речевое
взаимодействие в игре можно сделать еще более отчетливым, используя особые
методические приемы – создание чисто «разговорной» ситуации с помощью
игрушечных телефонов. Это игра взрослого с детьми в «телефонный разговор».
Ввести детей в такую смысловую
ситуацию можно организовав игру по мотивам стихотворения К.Чуковского
«Телефон». На следующем этапе взрослый вовлекает детей в игру, не только
развертывает «телефонный» (разговор) диалог с каждым поочередно, но и
стимулирует диалог детей друг с другом. Это набор «семейных» ролей:
![*](file:///C:\Users\E8F7~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image001.gif)
![*](file:///C:\Users\E8F7~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image001.gif)
Еще одним приемом, способствующим
развитию у детей умения называть свою роль, обращение к партнеру в соответствии
с его ролью, развертывать простой ролевой диалог. Является игра воспитателя с
небольшой подгруппой детей по мотивам известных сказок: «Репка», «Теремок»,
«Колобок», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят». Игры по сказочным сюжетам
очень удобно проводить на улице.
И так сюжеты игры, которую
развертывает взрослый с детьми этого возраста, должны быть просты, однотемны, и
построены, в основном, на парных ролях, тесно связанных по смыслу.
Показателями успешности формирования
ролевого поведения у детей 4-го года жизни является следующее: развертывание
детьми в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий и ролевой
речи, направленных на кукольных персонажей, парное ролевое взаимодействие со
сверстником, включающее называние своей роли, ролевое обращение, короткий
диалог.
Самостоятельная игра детей во многом
зависит от организации предметно-игровой среды и подбора соответствующего
игрового материала.
Принципы формирования
сюжетной игры
1. Воспитатель играет с детьми, развертывая игру таким
образом, чтобы выделить для детей именно ролевое поведение (для этого
используются сюжеты с парными ролевыми связями и ролевой диалог);
2. Ролевое поведение ребенка ориентируется на партнера
взрослого, а затем сверстника.
Картотека игр
«СЕМЬЯ»
Атрибуты: кровати
с постельными принадлежностями, стол, покрытый скатертью, шифоньер с кукольной
одеждой, коврик на полу и на стене. Мебель крупного размера, куклы, шкаф для
посуды, плита, мойка, холодильник, телевизор.
Сюжет:
мама заботится о дочке, кормит ее,
одевает, укладывает спать, мама стирает, гладит белье, убирает в комнате, мама
идет с дочкой в парикмахерскую, наряжает елку, покупает в магазине еду, готовит
обед, приходят гости. Папа шофер работает, приходит домой, мама его кормит.
Дочка простыла и заболела, мама повела ее в больницу. Празднуют день рождения,
катаются на автобусе, гуляют всей семьей.
«МАГАЗИН»
Атрибуты: конфеты,
фрукты, овощи, молоко, весы, кукла в костюме продавца, халат, колпак.
Сюжет: в
магазине работает продавец, приходят покупатели. Он им продает конфеты, фрукты,
молоко. Продавец взвешивает на весах фрукты, конфеты, вежлив с покупателями.
«ДЕТСКИЙ САД»
Атрибуты: куклы,
коляска, игрушки, мебель, посуда.
Сюжет: дети в
детском саду сами занимаются гимнастикой, проводят музыкальные и физкультурные
занятия, показывают кукольный театр.
«В ГОСТЯХ У МАТРЕШКИ»
Атрибуты:
большая матрешка, куклы, стол покрытый скатертью, угощения для кукол, посуда.
Сюжет: у матрешки
день рождения, приходят гости с подарками. Она их угощает. Они водят хоровод,
поют песни, поздравляют матрешку.
«БОЛЬНИЦА»
Атрибуты: халат,
кукла в костюме врача, колпак с крестом, градусники, шприцы, бинт, вата.
Сюжет: врач
принимает больных, спрашивает, что болит, слушает, назначает лечение, врач
внимательный, вежливый. В поликлинике врач и медсестра, медсестра приходит к
больному ребёнку домой, слушает его, ставит градусник, делает уколы.
«ПАРИКМАХЕРСКАЯ»
Атрибуты:
ножницы, расчески, халат, одеколон, пульвизатор.
Сюжет: парикмахер
расчесывает волосы, стрижет. В парикмахерскую пошли мама с дочками. Парикмахер
причесывает, освежает одеколоном, предлагает посмотреть в зеркало. Парикмахерская
для зверей – причесывают, стригут.
«АВТОБУС»
Атрибуты: руль (на подставке), стульчики, строительный материал
(кубики, кирпичики).
Сюжет: мамы с
дочками садятся в автобус, чтобы доехать до больницы, магазина.
Поездка
в другой город: поют песни, воспитатель рассказывает мимо чего они сейчас
проезжают. На автобусе к детям в гости едут игрушки. Дети встречают на
остановке.
«ПАРОХОД»
Атрибуты: строительный материал, руль, бескозырки, воротники,
бинокль, рупор.
Сюжет: строят
пароход, гуляют по берегу. Мамы с дочками катаются, капитан отдает команды,
штурвальный ведет пароход. На остановках идут в магазин, в парикмахерскую,
больницу.
«ЗООПАРК»
Атрибуты:
игрушки – звери: лиса, волк, ежик, заяц, обезьянка, лев. Игрушки: утки, лебеди,
клетки для зверей, строитель
Сюжет: дети
приходят в зоопарк, воспитатель-экскурсовод рассказывает о животных, показывает
их. Мамы приводят своих детей в зоопарк, подходят к клеткам с животными и
рассказывают своим детям об этих животных.
Комментариев нет:
Отправить комментарий